Понедельник, 06.05.2024, 22:27
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Обучение детей с ОВЗ | Регистрация | Вход
Вход на сайт
Меню сайта
Время
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Погода
Онлайн-радио
www.radiobells.com #radiobells_script_hash
Опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 52
Мини-чат
500
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Сайт учителя начальных классов Рябовой Анны Ивановны

 ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.

Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ОВЗ понимаются: использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания,специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов,специальных ТСО коллективного и индивидуального пользования,предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь,проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания образовательных организаций. И другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ.

Целью коррекционно-воспитательной работы с детьми с легкой степенью умственной отсталости является обучение их доступным знаниям и социальное адаптирование к самостоятельной жизни.

Планируя учительный процесс, учитель во главу угла ставит, как правило систему знаний, которую ученики должны отработать, а не личность, которую надо корригировать, используя для этого содержание образования. В ниже приведенной авторской методики коррекционного обучения (Е.Д. Худенко) акцент сделан несколько на иные аспекты учебного процесса, а именно на следующие моменты:

- развитие механизма компенсации ученика с ОВЗ через учебный процесс, который строится особым способом;

- формирование системы знаний, умений и навыков, определенных Программой, в контексте развития активной жизненной позиции у ученика, до профессиональной профориентировки, развития перспективы будущего;

- освоение учеником набором моделей учебного/внеучебного поведения, обеспечивающих ему успешную социализацию, соответствующую определенной возрастной категории.

Предлагая такой подход к обучению, мы на первый план выдвигаем положительные аспекты личности ученика коррекционной школы, т.к. мы хотим развить его возможности слышать, видеть, думать и т.д. Для того, чтобы это происходило необходима система коррекционных упражнений, направленная на мобилизацию потенциальных ресурсов личности ребенка.

Именно об этом и пойдет речь в данной Программе: как учить корригируя и развивая. Рассматривая коррекцию как процесс исправления каких-либо недостатков личности ребёнка. Мы предлагаем учителю освоить технологию разработки специальных коррекционных упражнений стабильно включаемых в урок, будет способствовать возникновению нового пункта развития на обходимом пути, что обеспечит ученику активизацию его личностных ресурсов, на базе которых и будет формироваться механизм компенсации.

Рассмотрим основные принципы, учет которых в планировании уроков обеспечит эффективное решение различного рода задач, продиктованных учебным процессом.

Компенсация это развитие потенциальных возможностей, способностей ребёнка, такого механизма обработки информации, который позволит ему эффективно функционировать в окружающей действительности, обществе; сделает его дефект незаметным (малозаметным) для него самого и других. Компенсация - это результат серьезнейшей и, как правило, многолетней (если дефект имеет органическую природу происхождения) коррекционной работы.

Следствием компенсации будет социальная реабилитация и адаптация ребёнка к жизни в обществе. Таким образом мы видим, что система коррекционных приемов, их включения в урок позволяет отработать алгоритм дидактических требований к использованию того или иного метода обучения в условиях коррекционной школы.

Принципы коррекционно-развивающего обучения

Принципы

Методы реализации в уроке

  1.  

Динамичность восприятия

- задания по степени нарастающей трудности;

- включение в урок заданий, предполагающих различный доминантный анализатор;

- разнообразные типы структур уроков, обеспечивающих смену видов деятельности учащихся.

  1.  

Продуктивной обработки информации

- задания, предполагающие самостоятельную обработку информации;

- дозированная поэтапная помощь педагога;

- перенос учеником только что показанного способа обработки информации на своё индивидуальное задание.

  1.  

Развития и коррекции высших психических функций

- включение в урок специальных упражнений по коррекции высших психических функций;

- задания с опорой на несколько анализаторов.

  1.  

Мотивации к учению

- правильный и исчерпывающий инструктаж;

- включение в урок материалов сегодняшней жизни;

- создание условий для зарабатывания, а не получения оценки;

- проблемные задания, познавательные вопросы;

- призы, поощрения, развёрнутая словесная оценка.

В специальной школе для детей с ОВЗ все учебные предметы группируются в два блока – образовательный и коррекционно-развивающий.  

Базисный учебный план включает общеобразовательные предметы: русский язык, чтение, математика, природоведение, биология, география, история, обществознание, изобразительное искусство, музыка и пение, физкультура, трудовое обучение, профессионально - трудовое обучение.

Школа, где обучаются умственно отсталые дети, не ориентирована на цензовое образование, поэтому содержание учебных программ разработано с учетом возможностей умственно отсталых школьников и отличается от содержания, изучаемого учащимися массовых школ.

В учебный план также включены специальные предметы  социально-бытовая ориентировка (СБО),ритмика,развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности,имеющие коррекционную направленность.

К коррекционному блоку относятся:Логопедические занятия,ЛФК,развитие психомоторики и сенсорных процессов.

Для реализации учебного плана учителями используются государственные программы для специальных (коррекционных) учреждений VIII вида в начальной школе:

  1.  Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: подготовительный, 1-4 классы/под ред. В.В.Воронковой. 3-е издание, исправленное. –М., «Просвещение», 2010г. 

  2. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 5 – 9 классы, А.К.Аксенова, Н.Г. Галунчикова, М.Н.Перова, И.М.Бгажнокова и др.3-е издание, М., «Просвещение», 2010.

  3. Рекомендации по обучению детей с легкой умственной отсталостью в условиях общеобразовательной школы

  4. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др.; Под ред. Л. В. Кузнецовой. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 480 с.

  5. Методические рекомендации для учителя специальной (коррекционной) школы VIII вида

  6. Методические рекомендации к организации современного урока

  7. Методические рекомендации к организации урока с детьми с ОВЗ

  8. Методические рекомендации для учителей начальных классов школ VIII вида

  9. Формирование знаний и умений у учащихся специальных (коррекционных) школ VIII вида. Методическое пособие.

    Обучение грамоте. А.К. Аксёнова, С.В. Комарова, М.И. Шишкова

  10. Основы олигофренопедагогики.

  11. Особенности интеграции детей с тяжелыми нарушениями развития. Методическое пособие.

  12. Классификация методов коррекции (по материалам Центра "Развитие и коррекция")

Разработка и реализация индивидуальной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе Методические материалы. 

  1. Программы обучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью (подготовительный, I- Х классы)
  2. Комплект примерных рабочих программ для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по СФГОС.
Copyright MyCorp © 2024