Урок чтения и развития речи в 3 классе
Тема: Л. Толстой «Косточка»
Задачи:
- Познакомить детей с рассказом Л.Толстова «Косточка».
- Развивать способность высказать собственное мнение по определенному вопросу.
- Воспитывать чувство сопереживания, умение прощать.
Ход урока:
1. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Давайте настроимся на работу, улыбнемся себе и своему соседу и пожелаем друг другу успешной работы!
Минутка календаря.
- Какое время года?
- Какой месяц?
-Какое число, день недели?
-Какая сегодня погода?
2. Актуализация знаний
- Артикуляционная гимнастика;
- Чтение слоговых таблиц ( ч, щ)
- Скороговорка
Этой щеткой чищу зубы,
Этой чищу башмаки,
Этой чищу свои брюки,
Эти щетки все нужны.
3. Сообщение темы и целей урока.
- Посмотрите на картинки. Что на них изображено? (капуста, морковь, слива, лук).
- Что здесь лишнее? Почему?
- А вы пробовали сливы? Что вы можете о них сказать?
- Как вы думаете, о чем будем сегодня читать произведение?
- Сегодня на нашем уроке мы с вами познакомимся с невыдуманным рассказом, который называется «Косточка». Этот рассказ об одном мальчике, который сначала покраснел, потом побледнел, и о его поступке. Мы узнаем, почему так случилось. И, конечно же, познакомимся с автором данного произведения.
- Ребята, вам, наверное, уже знакомо имя Л.Н.Толстого?
- Кто из вас знает, что это за писатель?
- Правильно, Л.Н.Толстой жил очень давно, ещё во времена ваших прапрабабушек, почти 200 лет назад. Он родился в усадьбе Ясная Поляна в большой дворянской семье. Был он четвертым ребёнком. Когда мальчику исполнилось 2 года, умерла его мама. Отец тоже умер рано. Воспитанием детей занималась дальняя родственница.
Всю свою жизнь, а прожил Толстой 82 года, он посвятил литературе. Он любил учиться и самостоятельно изучил историю и медицину, занимался музыкой, рисованием. Л.Николаевич открыл в Ясной Поляне школу для крестьянских детей и сам учил их. Он начал работать над «Азбукой», им было написано более 100 новых сказок и рассказов, среди которых «Три медведя», «Ёж и заяц», «Косточка», «Филиппок» и др.
Его произведения переведены на многие языки мира.
4. Подготовка к первичному восприятию
- Ребята, а знаете ли вы, когда и от чего краснеют и бледнеют люди?
- Бывало ли такое с вами?
Словарная работа.
- В тексте есть незнакомые слова, которые сейчас объясним, обратившись к словарю (написано на доске):
Горница – комната или чистая половина крестьянской избы (картинка).
5.Первичное чтение учителем.
Вопросы по тексту:
-Кто в рассказе главный герой?
- Он вам понравился? Чем?
-Ваня положительный герой?
-Как вы думаете, Ваня знал, что сливы есть нельзя без разрешения?
– Почему же он съел сливу?
- Что было бы, если бы Ваня не съел сливу?
- Как бы Вы поступили на месте Вани?
6.Физкультминутка.
7.Жужжащее чтение.
Беседа о прочитанном.
- Почему Ваня за обедом покраснел, как рак? Объясните.
- В какой момент Ваня побледнел? Почему? Зачитайте.
- Почему мальчик съел сливу? Как об этом говорится в рассказе?
- Долго ли Ваня готовился съесть сливу? Зачитайте, подумайте, с какой интонацией надо прочитать эти строки?
- Успел ли он насладиться вкусом сливы? Зачитайте. С какой интонацией будем читать эти строки?
- Как вы думаете, догадался ли отец, кто взял сливу?
- Давайте охарактеризуем отца. Каким он был (написано на доске, нужно соединить):
Добрый
Мудрый
Глупый
Злой
Строгий
Справедливый
- Прочитайте, что сказал отец другим детям?
- Так от чего же заплакал Ваня?
- Подумайте, как ещё могла бы закончится эта история?
8. Гимнастика для глаз.
9. Чтение по строчке.
10.Итог урока.
- Можете ли вы объяснить зачем Л. Толстой написал «Косточку»?
- Чему нас научило это произведение?
11.Рефлексия
- Оцените, как вам понравилась сегодня работа на уроке , какое у вас настроение.
|